Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы развития социальной компетентности подростков в условиях детского общественного объединения
Психолого-педагогическая сущность понятия «социальная компетентность»
Преобразование под влиянием обучения и воспитания психических функций субъекта, присвоение социально - нравственных ценностей, норм и правил поведения, формирования мировоззрения – всё это в совокупности является социализирующими сторонами современного образовательного пространства.
Под социальной компетентностью понимают интегративную характеристику личности, определяющую готовность субъекта и способы осуществления им активной деятельности в общественной жизни на основе усвоенных знаний, сформированной гражданской позиции и полученного социального опыта [2].
Социальная компетентность состоит из социальных, эмоциональных, когнитивных и поведенческих навыков, которые необходимы для успешной социальной адаптации подростка. Социальная компетентность отражает способность субъекта воспринимать чужую точку зрения относительно ситуации, извлекать уроки из прошлого опыта и применять эти знания к изменениям в социальных взаимодействиях.
К основным функциям социальной компетентности исследователи относят:
- социальную ориентацию, адаптацию;
-интеграцию общесоциального и личного опыта.
Структура социальной компетентности включает коммуникативную и вербальную компетентность субъекта. Это подразумевает ориентацию в межличностных отношениях, понимание своих собственных устремлений и соответствующие знания, умения и навыки в области социальных коммуникаций.
Социальную компетентность рассматривают как интегративную характеристику личности, которая проявляется в наличии знаний в области разных видов социальной деятельности. В основе этих процессов лежит социализация личности. Человек готов к взаимодействию с людьми в различных жизненных ситуациях и готов к межличностному общению в соответствующей социальной, или социально - образовательной среде.
Можно говорить о том, что социализация – это процесс и результат присвоения субъектом социального опыта по мере его психологического, интеллектуального и личностного развития. Современное социальное пространство в условиях развития информационного общества претерпевает постоянные изменения социокультурной среды и изменение условий социализации людей [18].
Все социальные процессы образовательного пространства не могут не влиять на развитие личности субъекта, не зависимо от того, где он учится и чем занимается. Можно говорить о том, что содержание процесса социализации и формирование социальной компетентности субъекта определяется культурой и психологией общества, с одной стороны, и личным социальным опытом – с другой стороны [12].
Формирование самостоятельной и ответственной личности сегодня является одной из главных задач в современной образовательной среде. Воплощение инноваций в жизнь диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей каждого субъекта образования. К процессам социализации в современной образовательной среде, с целью развития социальной компетентности сегодня можно отнести много воспитывающих, развивающих и обучающих аспектов.
Социализация – это процесс интегрированный. Он предусматривает формирование у субъекта многих факторов. В частности, если рассматривать нормативно правовые аспекты процесса социализации, то в целом можно говорить об устойчивой системе базовых национальных ценностей (патриотизм, социальная солидарность, семья, здоровье, труд и творчество, традиционные религии России и др.). Чтобы осуществить такой заказ общества, необходимо формировать у каждого подростка социально значимые качества, начиная с младшей школы.
К сформированным социальным качествам субъекта сегодня относят патриотизм, семейные ценности, общественные ценности, коммуникативность, творчество, доброжелательность и др. Это дает педагогам большие возможности для создания различных инновационных педагогических проектов, которые позволяют развивать у подростков коммуникативные навыки, познавательный интерес и многие другие, социально значимые качества каждого субъекта.
Сегодня подростков учат не только содержательным аспектам различных учебных дисциплин. Их учат общаться со сверстниками, умению анализировать свои слова и поступки, развивать логику и умение грамотно выражать свои мысли. Всё это непосредственно можно отнести к социализирующим сторонам образовательного пространства. Каждый педагог практик имеет свой арсенал техник, методик и приёмов формирования важных личностно значимых и социальных качеств, которые имеют непосредственное отношение к процессу социализации подростков.
С позиций требований нормативных документов к результатам освоения соответствующих обучающих и развивающих программ, личностные результаты в условиях социализации субъекта должны отражать [15]:
-формирование дружелюбного отношения к ценностям иных культур;
-оптимизм и выраженную личностную позицию в восприятии иного мира;
-развитие национального самосознания;
- совершенствование и формирование коммуникативной компетенции;
- формирование способности и готовности школьника к саморазвитию, самообразованию и осознанному выбору;
- построение индивидуальной траектории образования на основе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений;
-освоение социальных норм, ролей и правил поведения в обществе с учетом региональных, социальных, этнокультурных, экономических и политических особенностей;
- формирование ценности безопасного и здоровье сохраняющего образа жизни и др.
Для подростков характерна познавательная активность, отзывчивость, впечатлительность, готовность к сопереживанию, готовность к сотрудничеству, стремление к достижениям, совершенству. В социальной образовательной среде происходит формирование нравственных идеалов, образцов поведения, ответственного отношения к нормам и правилам [16].
Для изучения качеств личности подростка можно использовать методики изучения воспитанности, в которых качества рассматриваются как параметр для изучения воспитанности и владение социальной компетентностью.
В ходе анализа характеристик личности ученика, можно определить перечень его социально значимых личностных качеств:
- патриотизм;
-любознательность;
-ответственность;
- уважение и принятие ценности семьи и общества;
-доброжелательность;
-общительность;
-творческая направленность и др.
Рассмотрим особенности формирования социально значимых качеств подростков на примере формирования и развития творческих способностей личности. Именно на основе развития творческой деятельности наиболее вероятно развить все остальные качества, поскольку творческая деятельность субъекта отличается от репродуктивной, и даже продуктивной деятельности ученика [14]. Детские общественные организации, в том числе, волонтёрство позволяют подросткам подходить к такого рода процессам, творчески.
А.М. Матюшкин считает, что творческие возможности человека проявляются очень рано. Первичное проявление способностей выражается в непреодолимой и непроизвольной тяге к различным сферам деятельности. В качестве критериев творчества выступает создание ребенком образца действия с предметом. У подростков появляются способности конкретизировать и развивать как свои собственные замыслы, так и предложения других. При развитии творческих способностей у детей большое значение придаётся самому процессу.
Накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности подростков. Здесь можно говорить о том, что именно школьный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей детей к творчеству, и. соответственно, формированию у них социально значимых личностных качеств.
От того, насколько правильно были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Таким образом, можно говорить о том, что в процессе выполнения определённых видов работ подростки приобретают практический и социальный опыт, что позволяет говорить о развитии их социальной компетентности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Бодренкова, Г.И. Добровольчество / Г.И. Бодренкова // Социальная работа. - 2006. - № 1. – 153 с. Текст: непосредственный.
2. Бодренкова, Г.П. «Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике» / Г.П. Бодренкова. - Метод. пособие. М.: Российский центр развития добровольчества. - Благотворительный фонд: Московский дом милосердия. Серия: Российская школа эффективного добровольчества. - 2013. – с. 320. Текст: непосредственный.
3. Волонтерская деятельность в России / Режим доступа: URL: https://alev.biz/resources/good-works/volonterskaya-dobrovolcheskaya-deyatelnost-v-rossii/ (Дата обращения: 17.03.2024 г.). Текст: электронный.
4. Волонтёрство как эффективное средство формирования социальной активности школьников URL: Режим доступа: https://weburok.com/2943165 (Дата обращения: 17.03.2024 г.). Текст: электронный.
5. Караваев, Г.А. Внутренний мир и социальная активность личности / Г.А. Караваев. - Вопросы преподавания философии и общественных наук. 2001. с.64-69. Текст: непосредственный.
6. Каргаполова, Ю. В. Теоретический анализ основных подходов к определению понятия «социальная активность» / Ю.В. Каргаполова. - Молодой ученый. 2014. №21. С. 575-577. Текст: непосредственный.
7. Кострикин. А.В. Социальная работа с молодежью и повышение социальной активности молодежи / А.В. Кострикин. - Второй международный психолого-социальный Конгресс: 2009. с. 10-13. Текст: непосредственный.
8. Маралов, В.Г. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте / В.Г. Маралов. -М.: Прометей. - 2011. - 220 с. Текст: непосредственный.
9. Методика для изучения социализированности личности учащегося (разработана профессором М.И. Рожковым) URL: Режим доступа: https://psylist.net/praktikum/00178.htm (Дата обращения: 17.03.2024 г.). Текст: электронный.
10. Методика определения общественной активности учащихся (составлена доцентом Е.Н. Степановым) URL: https://mylektsii.ru/8-112368.html (Дата обращения: 17.03.2024 г.). Текст: электронный.
11. Методика «Я - лидер» (Е.С. Фёдоров, О. В. Ерёмин, модифицирована Т.А. Мироновой) URL: Режим доступа: http://director.edu54.ru/node/269911 (Дата обращения: 17.03.2024 г.). Текст: электронный.
12. Новиков, А.С. Трещев А.Н. Проблемы волонтерского движения в современной России / А.С. Новиков. - Международный научно-исследовательский журнал. 2014. - № 5. – С. 112-113. Текст: непосредственный.
13. Пилипчевская, Н. В. Изучение социальной активности: теория и практика // Вестник Томского государственного педагогического университета. Томск. 2008 URL: Режим доступа: https://vestnik.tspu.edu.ru/files/vestnik/PDF/articles/pilipchevskaya_n._v._15_19_2_76_2008.pdf (Дата обращения: 17.03.2024 г.). Текст: электронный.
14. Сикорская, Л.Е. Добровольческая деятельность как школа нравственного становления молодежи / Л.Е. Сикорская, В.А. Ситаров // Знание. Понимание. Умение. - 2009. - №4. - Стр. 27-30. Текст: непосредственный.
15. Смирнова, А.А. Педагогические условия развития социальной активности. URL: Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-sotsialnoy-aktivnosti-starsheklassnikov-v-protsesse-shkolnogo-samoupravleniya (Дата обращения: 17.03.2024 г.). Текст: электронный.
16. Социальная работа с молодежью / Учебное пособие // Под ред. Д.п.н. проф. Н. Ф. Басова – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К»; 2007. – 382 с. Текст: непосредственный.
17. Социологическая энциклопедия: В 2 т. Т.1 [Текст]/ Национальный общественно-научный фонд. – М.: Мысль, 2003. – 694 с. Текст: непосредственный.
18. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ [Текст]/ от 29 мая 2015 года № 996-р. Текст: непосредственный.
19. Сущность и содержание понятия «социальная активность URL: Режим доступа: https://docplayer.ru/42456387-Sushchnost-i-soderzhanie-ponyatiya-socialnaya-aktivnost.html (Дата обращения: 17.03.2024 г.). Текст: электронный.
20. Тарасова, Н.В. Волонтёрская деятельность как историко-педагогический феномен / Н.В. Тарасова. - Педагогическое образование в России. 2012. – 113 с. Текст: непосредственный.